Новости

Наталья Паншина: «Развитие этнокультурного образования – важный принцип государственной политики Республики Коми»

О развитии этнокультурного образования шел разговор на состоявшемся сегодня, 25 апреля, очередном заседании Президиума Государственного Совета Республики Коми. С докладом по вопросу выступила заместитель министра образования, науки и молодежной политики Коми Наталья Якимова.

По ее словам, в республике разработана Концепция развития этнокультурного образования на период до 2021 года, ориентированная на формирование современного регионального образовательного пространства, обеспечивающего общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся за счет использования педагогического потенциала этнокультурного образования.

Сегодня в 76 детских садах республики (это почти 2,9 тысячи воспитанников) коми язык изучается как родной по программе «Дзолюк», а в 108 детских садах (более 5,7 тысяч воспитанников) его изучают как неродной по программе «Парма». Создается сеть центров по распространению опыта работы, их основная цель - разработка программно-методических материалов по этнокультурному содержанию образования и формированию коми-русского и русско-коми двуязычия детей дошкольного возраста.

В школах республики коми язык также изучают в двух вариантах. Первый реализуется в 72 образовательных организациях (3,7 тысячи человек), в окружающем социуме которых ярко выражена коми языковая среда, а коми язык функционирует в качестве основного средства общения, являясь родным для обучающихся. Второй вариант актуален для 258 образовательных организаций (54,9 тысячи человек) тех районов, где слабо сохраняется или вовсе отсутствует коми языковая среда, а для обучающихся коми язык не является родным. Причем, в обоих вариантах коми язык является самостоятельным учебным предметом, им охвачено 97 % школ. В следующем учебном году коми язык в том или ином виде будут изучать уже во всех без исключения школах.

«При изучении коми языка как неродного в школах республики обязательно используются темы, связанные с культурой Республики Коми, ее традициями и особенностями. Такими, как коми национальная одежда, коми кухня, коми орнамент, коми национальные игры, города и села республики, столица и государственная символика Коми, национальные праздники и традиции, мой город/село. Ведущим принципом обучения коми языку на всех уровнях общего образования является диалог коми и русской культур», - подчеркнула Наталья Якимова.

Говорили на заседании Президиума о подготовке нового поколения учебников и учебно-методических пособий по коми языке и литературе, функционировании кабинетов коми языка, обеспечении их мультимедийным оборудованием, подготовке кадров педагогов для преподавания коми языка и литературы, успехах воспитанников в олимпиадах и конкурсах.

Заместитель руководителя администрации МО МР «Сысольский» Марина Николова, рассказав собравшимся о состоянии и развитии этнокультурного образования в районе, отметила, что число школ и классов, в которых коми язык изучается как родной, снижается.

«Родители все чаще заявляют о желании, чтобы их ребенок изучал коми язык как государственный, то есть неродной. Директора школ не хотят практиковать деление классов на подгруппы при изучении коми языка с целью его углубленного изучения носителями языка. А ведь многое зависит именно от позиции родителей, педагогов и директора школы», - отметила Марина Николова.

Депутаты согласились с выступающими и внесли свои предложения, которые легли в основу принятого решения. В частности, Правительству Республики Коми рекомендовано совершенствовать механизмы реализации Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на период 2016-2021 годов, развивать научно-методическую базу развития этнокультурного образования, рассмотреть возможность открытия в качестве эксперимента в поселении, где компактно проживают коми, национальной начальной общеобразовательной школы.

Председатель парламентского Комитета по социальной политике Наталья Паншина отметила, что развитие этнокультурного образования – важный принцип государственной политики Республики Коми. Она отметила, что Президиум Государственного Совета Республики Коми обратится также к органам местного самоуправления с предложениями предусмотреть при формировании муниципального задания общеобразовательным организациям на 2017/2018 учебный год и последующие периоды деление классов на группы при изучении коми языка, вести предметную работу с руководителями общеобразовательных организаций, родительской общественностью в части  увеличения количества школ и классов с изучением коми языка как родного, создавать условия для обучения коми языка как родного независимо от числа таких обучающихся.

Навигация

Система Orphus

Интернет - приёмная

Ваши обращения и вопросы, касающиеся деятельности Государственного Совета Республики Коми и Аппарата Государственного Совета Республики Коми, можно направить в Интернет-приемную

Полезные ссылки