Новости

Парламентарии Северо-Запада России обсудили сохранение национальных языков в современных условиях

В Собрании депутатов Ненецкого автономного округа прошло заседание постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по делам Севера и малочисленных народов. В нем приняли участие депутаты Санкт-Петербурга, Калининградской, Мурманской, Ленинградской и Псковской областей, Республик Карелии и Коми.

С вопросом, посвященным развитию национальных языков, выступил депутат Государственного Совета Коми, председатель Совета Регионального общественного движения «Землячество коми-ижемцев «Изьватас» Алексей Чупров. Он напомнил, что по итогам Всероссийской переписи 2010 года в республике проживают 559 представителей коренных малочисленных народов Севера, в том числе 503 ненца, 48 хантов и 8 манси.

Как сообщил депутат, в 2018-2019 учебном году в 87% (275) общеобразовательных организаций Республики Коми изучают коми язык (родной и государственный) как самостоятельный учебный предмет. Родной (коми) язык изучают 3727 (3,7%) обучающихся, государственный коми язык – 31 035 (31%) обучающихся.

В целом, более 80% (81279) обучающихся изучают коми (родной и государственный) язык, а также учебные предметы этнокультурной направленности. На территории Республики Коми организовано проведение для обучающихся экзаменов на родном языке. В 2018 г. государственную итоговую аттестацию по коми языку сдавали 289 обучающихся 9-х классов (в 2017 г. - 193 обучающихся; в 2016 г. – 108 обучающихся). Результаты экзамена показывают высокий уровень освоения предмета «Коми язык» обучающимися: средний балл – 4,14, успеваемость – 99,6%, качество знаний – 78,8%.

Ежегодно проводятся республиканские олимпиады и конкурсы по коми языку и коми литературе, коми фольклору, литературе Республики Коми и историческому краеведению. В 2018 году в них приняли участие 1219 обучающихся.

В целях создания условий для социального и экономического развития Республики Коми, стимулирования талантливой молодежи учреждены премии Правительства Республики Коми. Организована работа по включению учебников по родному коми языку в федеральный перечень учебников. В 2018 году увеличены бюджетные ассигнования на приобретение учебников: издано 43 тысячи учебных пособий и учебников по коми языку, учебным предметам этнокультурной направленности на общую сумму 11,2 млн. рублей.

В настоящее время подготовка учителей коми языка ведется Сыктывкарским государственным университетом в рамках образовательной программы педагогического направления «Педагогическое образование. Кроме того, в рамках соглашения с межрегиональным общественным движением коми-ижемцев «Изьватас» выпускники из Ижемского района проходят обучение в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге.

В общеобразовательных организациях Республики Коми в 2018-2019 учебном году работают 417 учителей коми языка и литературы (94,1% в сравнении с предыдущим учебным годом).

На базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» создана система профессионального развития учителей коми языка и литературы. За 2018 год прошли курсы повышения квалификации по реализации этнокультурного образования 45 человек (20% охвата). С целью повышения профессионального мастерства учителей и воспитателей Республики Коми ежегодно проводится республиканский конкурс «Коми велӧдысь» (Коми учитель).

Как известно, регионами компактного проживания коми-ижемцев, кроме Республики Коми, также являются Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Мурманская область. На территории этих субъектов коми-ижемцы соседствуют с представителями коренных малочисленных народов, зачастую владеют их языком, но при этом до настоящего времени сохраняют свой родной язык.

С учетом особенностей расселения в регионах создаются учебные пособия по коми языку с опорой на ижемский диалект коми языка. Такой опыт есть в Ненецком автономном округе.

Есть опыт подготовки учителей коми языка для регионов проживания коми-ижемцев у Сыктывкарского государственного университета. В 2018 году завершили свое обучение и вернулись на Ямал два молодых педагога.

Алексей Чупров подчеркнул, что в целом опыт Республики Коми показывает, что языковые вопросы решаются эффективнее во взаимодействии государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественников. «Особенно ценно межрегиональное взаимодействие, которое также осуществляется как по государственным, так и общественным каналам», - добавил депутат.

Навигация

Система Orphus

Интернет - приёмная

Ваши обращения и вопросы, касающиеся деятельности Государственного Совета Республики Коми и Аппарата Государственного Совета Республики Коми, можно направить в Интернет-приемную

Полезные ссылки