Информация об обращении

Об Обращении Государственного Совета Республики Коми к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о необходимости проведения работы по определению подходов по разграничению объектов движимого и недвижимого имущества в целях налогообложения налогом на имущество организаций, а также о включении движимого имущества в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций

Государственный Совет Республики Коми постановляет:

1. Принять Обращение Государственного Совета Республики Коми к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о необходимости проведения работы по определению подходов по разграничению объектов движимого и недвижимого имущества в целях налогообложения налогом на имущество организаций, а также о включении движимого имущества в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций (далее ‒ Обращение) (прилагается).

2. Направить настоящие Постановление и Обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

3. Направить настоящие Постановление и Обращение сенаторам Российской Федерации – представителям от Республики Коми Епифановой О.Н., Шумиловой Е.Б., депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вторыгиной Е.А., Медведеву И.В., Савастьяновой О.В., Черкасову К.И., Чирковой И.А.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель Государственного Совета Республики Коми                                                                 

С.А. Усачёв

 

 г. Сыктывкар

18 февраля 2021 года

№ VII-2/29 

Постановление (2.72Мб)

Приложение

к Постановлению Государственного Совета Республики Коми

от 18 февраля 2021 года № VII-2/29

 

ОБРАЩЕНИЕ

Государственного Совета Республики Коми к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о необходимости проведения работы по определению подходов по разграничению объектов движимого и недвижимого имущества в целях налогообложения налогом на имущество организаций, а также о включении движимого имущества в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций

 

Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2019 года движимое имущество исключено из объектов налогообложения налогом на имущество организаций.

При введении данных налоговых изменений планировалось, что освобождение организаций от налога на имущество организаций в отношении движимого имущества (далее – налог на движимое имущество) станет мерой по снижению налоговой нагрузки на предпринимателей, будет способствовать ускоренному обновлению основных фондов организаций и создавать стимулы для развития новых технологий российского промышленного сектора.

Однако ожидаемого эффекта в виде обновления основных фондов организаций достичь за эти два года так и не удалось, поскольку организации воздерживаются от вложения свободных средств в технику без крайней необходимости. В то же время региональные бюджеты из-за этого налогового послабления потеряли ощутимую долю доходов.

Дискуссия о делении имущества на движимое и недвижимое имеет длительный характер, однако в последнее время из-за исключения движимого имущества из состава объектов налогообложения налогом на имущество организаций стала особенно актуальной. На практике налогоплательщики, представители налоговых органов и суды сталкиваются с большими трудностями в определении недвижимого имущества.

Налоговый кодекс Российской Федерации не раскрывает понятие "недвижимое имущество" для целей налогообложения, поэтому в статье 11 отсылает к гражданскому законодательству.

Гражданским кодексом Российской Федерации понятие недвижимого имущества также четко не определено: оно раскрывается только методом перечисления конкретных объектов, а из качественных характеристик приводится только связь с землей. При этом движимое имущество определяется остаточным методом: все, что не относится к недвижимости, признается движимым.

В результате решение вопроса об отнесении конкретного имущества к движимому или недвижимому часто осуществляется в судебном порядке в спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами. А наиболее спорными уже традиционно являются промышленные объекты, производственное оборудование, линейные объекты и площадки.

Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам Рябухин С.Н. 14 марта 2019 года на заседании "круглого стола" на тему "Налоговая система Российской Федерации как инструмент развития делового климата" отметил, что общий объем выпадающих доходов регионов от отмены с 1 января 2019 года налога на движимое имущество составит около 360 млрд рублей.

По данным Министерства финансов Республики Коми, в результате отмены налога на движимое имущество выпадающие доходы республиканского бюджета Республики Коми составляют около 4,4 млрд рублей ежегодно (исходя из уровня поступлений налога на движимое имущество за 2017 год). В то же время компенсация выпадающих доходов из федерального бюджета в связи с отменой налога на движимое имущество была осуществлена в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в декабре 2018 года в сумме 1,6 млрд рублей, а также путем частичной передачи с 2019 года с регионального на федеральный уровень полномочий по финансированию лекарственных препаратов для людей с редкими (орфанными) заболеваниями (расчетная сумма компенсации – 100 млн рублей) и норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от акцизов на алкогольную продукцию (расчетная сумма компенсации за 2019 год – 825,5 млн рублей, за 2020 год – 757,7 млн рублей, за 2021 год – 678,2 млн рублей).

В 2020 году мировой экономический кризис, связанный с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, затронул всю российскую экономику. В результате значительного сокращения экономической активности в связи с введением ограничительных мер, падением спроса и цен на углеводороды существенно сократился объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в региональные бюджеты, в особенности для регионов с высокой долей сырьевого сектора экономики.

Одновременно в течение года происходил объективный рост расходов региональных бюджетов на здравоохранение, социальные расходы, а также на оказание мер поддержки отраслей экономики, наиболее пострадавших от влияния пандемии.

По данным Федерального казначейства в 2019 году 36 регионов Российской Федерации закончили год с дефицитом региональных бюджетов в общем объеме 227,5 млрд рублей. При этом по предварительной информации Федерального казначейства в 2020 году уже 58 регионов Российской Федерации исполнили бюджет с дефицитом, общий объем которого возрос до 762,2 млрд рублей, а у отдельных регионов дефицит значительно превысил предельно допустимый размер, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время вполне оправданно рассмотрение вопроса о возвращении движимого имущества в состав объектов налогообложения налогом на имущество организаций в целях сокращения выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а также реализации мер по обеспечению дальнейшего развития экономики и социальной сферы.

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации уже несколько лет ведется работа по совершенствованию законодательства о налогообложении движимого имущества. Сенаторы неоднократно обсуждали вопросы целесообразности и эффективности отмены налога на движимое имущество, а также связанного с этим роста выпадающих доходов регионов.

В постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 666-СФ
"О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по исполнению Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Правительству Российской Федерации рекомендовано рассмотреть вопрос о включении движимого имущества в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций, определив состав такого движимого имущества.

Учитывая изложенное, Государственный Совет Республики Коми поддерживает рекомендации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и предлагает:

1) ускорить работу по определению подходов к разграничению объектов движимого и недвижимого имущества в целях налогообложения налогом на имущество организаций;

2) включить движимое имущество в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций.

Навигация

Система Orphus

Интернет - приёмная

Ваши обращения и вопросы, касающиеся деятельности Государственного Совета Республики Коми и Аппарата Государственного Совета Республики Коми, можно направить в Интернет-приемную

Полезные ссылки