Выступления Председателя Государственного Совета

Доклад на парламентских слушаниях в Государственном Совете РК на тему "25 лет Конституции Республики Коми: история и современность"

Уважаемые участники слушаний!

Уже прозвучало, что наша республика стала одним из первых субъектов России, принявшим свою новую Конституцию после вступления в силу Конституции Российской Федерации. 

Впервые Конституция была разработана в самой республике и в ней (что принципиально!) были учтены региональные особенности. Она заложила базу для назревших политических преобразований, дала импульс дальнейшему реформированию государственного устройства РК. Был открыт путь к созданию самостоятельной системы законодатель-ства.

В соответствии с нормами новой Конституции, образован высший и единственный представительный и законодательный орган государственной власти – Государственный Совет Республики Коми. Избрание в январе 1995 года депутатов Госсовета I созыва подняло нормотворческую деятельность законодательной ветви власти на новый, более совершенный уровень.

Закрепление в новой Конституции четкого разграничения полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти послужило основанием к определению места и роли каждой из них в государственном устройстве.

Наделенные своей компетенцией, органы государственной власти сосредоточили усилия на ее реализации. Государственный Совет, в качестве основной своей задачи, теперь осуществлял функции законотворчества, направленные на дальнейшее социально-экономическое развитие республики и на эффективную реализацию гражданами своих прав.

Прошедшие после принятия действующей Конституции 25 лет – сравнительно небольшой период в историческом плане, но на протяжении именно этого времени происходило формирование российской государственности, становление федеративных отношений в принципиально новом качестве, оформление и наполнение конституционно-правового и политического статуса субъектов России.

Необходимо отметить, что конституция в любом обществе и государстве выполняет, скажу так, стабилизационную функцию. Вместе с тем конституция – это развивающаяся правовая мате-рия, она поддается влиянию проводимых реформ в обществе и государстве. И должна меняться, если того требует сложившаяся ситуация. Одним из основных способов развития конституции является внесение в нее поправок. 

За 25 лет Конституция РК претерпела зна­чительные изменения в содержании.

В целях совершенствования конституционных норм, за этот период принято 42 региональных закона. В общей сложности 106 статей Конституции 1994 года трансформировались в 103 статьи актуальной в настоящее время редакции.

Действующая редакция главы первой первого раздела "Основы конституционного строя" существенно отличается от ее первоначальной редакции. Поправки, внесенные в статьи 10–14, связаны с кампанией по приведению положений регионального законода­тельства в соответствие с нор­мами федерального законодательства. Она сопровождалась приня­тием судебными органами, в частности Конституционным Судом РФ, решений по вопросам федеративных отношений.

Например, в 2000 году из статьи 2 исключены положения о многонациональном "народе Республики Коми" как носителе суверенитета и единственном источнике государственной власти республики. Также исключена часть первая статьи пятой, провозглашающая государственный суверени­тет республики. Сделано это согласно правовой позиции Конститу­ционного Суда РФ, определившей, что "республики не имеют статуса суверенного государства, суверенитет РФ един и неделим".

В 2001 году из статьи 3 исключены нормы Конституции о коми народе как источнике государственности республики. Действующая редакция данной статьи фиксирует тот факт, что образование республики и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории коми народа, а также то, что республика гарантирует сохранение и развитие языка, традицион­ной культуры и образа жизни не только коми народа, но и других народов, проживающих в республике.

В 2009 году Конституционный Суд России конкретизировал, что положения конституций республик в составе РФ, провозглашающие жителей этих республик носителем суверенитета и единственным источником власти в республике, и тем самым исключающие, что таким источником является многонациональный народ РФ, не соответствуют Конституции России.

Коми была указана в числе регионов, в текстах конституций которых продолжает сохраняться это положение. В связи с этим в преамбуле и в части первой статьи 13 вместо слов "народ Республики Коми" закреплена формулировка "народ, проживающий на территории республики", а из статьи 2 исключено положение о том, что источником власти РК является ее многонациональный народ.

Не менее значимые дополнения включены в статью 9 Конституции в июне 1998 года, в связи с необходимостью введения института местного самоуправле­ния. Указанная статья дополнена новым основополагающим положением, закрепляющим то обстоятельство, что "органы местного самоуправления не вхо­дят в систему органов государственной власти". Аналогичные поправки внесены и в иные конституционные положения.

Статья 10 Конституции, провозглашавшая гражданство Республи­ки Коми и закреплявшая регулирование этих вопросов региональным законом, дважды подвергалась ревизии. В результате все упоминания о "гражданах РК", на основании судебного решения, были исклю­чены из положений Конституции. Эта статья, претерпев кардинальные изменения, в настоя­щее время гласит, что "в РК защищаются права и свободы человека и гражданина".

­Статьи главы 2 Конституции также неоднократно изменялись, несмотря на то, что права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепленные в них, по своему существу являются производными от прав, свобод и обязанностей, гарантированных каждому гражданину Конституцией РФ.

Основа­нием для изменения редакций этих статей также послужили реше­ния судебных органов, в соответствии с которыми республика правомочна лишь осуществлять защиту прав и свобод человека и гражданина, но не может регулировать их, а также не вправе закреплять в конституционных нормах права чело­века и гражданина в сфере уголовного, уголовно-процессуального, гражданского законодательства.

Существенные поправки в нормы республикан-ского законодательства неоднократно вносились в соответствии с трансформацией положений ФЗ "Об общих принци­пах организации законодательных и исполни­тельных органов государственной власти субъектов РФ". Так, дей­ствующая редакция части второй статьи 8 Конституции закрепляет, что государ­ственную власть РК осуществляют Государственный Совет, Глава РК, в качестве нового самостоятельного органа – Правительство РК, иные органы исполнительной власти РК, Конституцион-ный Суд РК и мировые судьи.

Раздел второй Конституции, посвященный основам конституционного статуса высших органов государственной власти, а также вопросам органи-зации местного самоуправления, подвергся самым существенным – как в количественном, так и в качественном плане – изменениям.

В положения только главы 4 "Законодатель-ная власть", определяющей конституционно-правовой статус Государственного Совета РК, за этот период изменения вносились 16 раз!

Менялись конституционные нормы о порядке формирования и численности депутатов, о перечне и сроке полномочий парламента, о требованиях к кандидатам в депутаты. В 2001 году впервые был закреплен принцип, что "законы и нормативные правовые акты РК по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования". Также были включены положения в отношении Госсовета и Главы республики, призванные обеспечить должную систему сдержек и противовесов между ветвями государственной власти.

Важным событием явились разработка и принятие в 2010 году Закона "О Государственном Совете РК". Он закрепил статус регионального парламента, определил его функции и полномочия. В связи с этим, статьи 73 и 74 Конституции были изложены в новой редакции, закрепляющей лишь предусмотренные федеральным законодательством полномочия. Это позволило отказаться от постоянной корректировки норм Конституции.

Необходимо отметить, что принятие закона, направленного на упорядочение правоотношений, связанных с деятельностью законодательного органа госвласти, осуществлялось при отсутствии аналогич-ного регулирования на федеральном уровне.

Состав участников законотворческой деятель-ности, обладающих правом зак-инициативы, установлен статьей 75. Эта норма также претерпела ряд изменений. В 2007 году правом законодательной инициативы наделены представительные органы муниципальных образований. В 2008 году это право получили Президиум Госсовета, а по вопросам своего ведения - все постоянные и временные парламентские комиссии. В 2009 году к ним добавились члены Совета Федерации ФС РФ и прокурор РК.

Во исполнение норм ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", глава 6, регулирующая вопросы МСУ, дважды – в 1998 и в 2005 годах - излагалась в новой редакции. По действующей редакции статьи 92, МСУ осуществляется на всей территории республики в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.

Неоднократным поправкам подвергалась глава 7 "Су­дебная власть. Прокуратура".

В 2000 году из нее исключены положения, определяющие требования к канди­датам в судьи, прин­ципы осуществления судебной власти, консти-туционный статус Вер­ховного и Арбитражного судов РК. Согласно действующей редакции статьи 95, судебную власть в республике осуществляют федеральные суды и суды РК, которыми являются Конституционный Суд и ми­ровые судьи.

В 2001 году придана конституционная значи-мость ре­шениям Конституционного Суда РК – все нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные данным Судом неконститу-ционными, утрачивают свою юридичес­кую силу.

Уважаемые коллеги!

Я вкратце рассказала об эволюции конституци-онных норм в Республике Коми. При этом считаю, что многочисленные поправки, внесенные в текст Основного закона РК в предшествующие годы, не могут умалять значение исходных положений Конституции 1994 года, юридическую и общественно-политическую силу норм ее действующей редакции.

Благодарю за внимание.

Навигация

Система Orphus

Интернет - приёмная

Ваши обращения и вопросы, касающиеся деятельности Государственного Совета Республики Коми и Аппарата Государственного Совета Республики Коми, можно направить в Интернет-приемную

Полезные ссылки