IV созыв Государственного Совета

Список депутатов IV созыва Государственного Совета

Государственный Совет Республики Коми IV созыва был избран 11 марта 2007 года.

Впервые выборы депутатов были проведены по смешанной системе: половина депутатов избрана по одномандатным избирательным округам, вторая половина – по единому избирательному округу, включающему всю территорию республики, по пропорциональной избирательной системе.  В результате при сохранении общего количества (30 парламентариев) 15 депутатов были избраны по партийным спискам, составленным региональными отделениями политических партий.

15 депутатских мандатов были распределены между партиями:

  • 6 – региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия";
  • 3 – региональное отделение партии "Справедливая Россия";
  • 2 – региональное отделение "Коммунистической партии Российской Федерации";
  • 2 – региональное отделение "Либерально-демократической партии России";
  • 2 – региональное отделение партии "Союз правых сил".

Еще 15 депутатов были избраны по одномандатным округам, образованным на территории республики и включающим примерно равное количество избирателей.  

В депутаты Государственного Совета Республики Коми IV созыва было избрано 7 женщин и 23 мужчины, в возрасте до 30 лет – 1 депутат, от 30 до 40 лет – 2, от 40 до 50 лет – 12, от 50 до 60 лет – 4, старше 60 лет – 11 депутатов.

В IV созыве досрочно были прекращены полномочия депутатов: Р.Э. Гольдштейна – в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации IV созыва (депутатом стал Ю.В. Сарычев), Е.Н. Трофимова – в связи с избранием членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (депутатом стала П.Н. Голованова), Л.М. Зайцева – на основании письменного заявления о сложении полномочий (депутатом стал А.А. Лазицкий), Н.И. Доломина – в связи с избранием главой администрации Корткеросского района Республики Коми.

Государственный Совет Республики Коми IV созыва возглавила Председатель Марина Дмитриевна Истиховская. Первым заместителем Председателя был избран Валерий Петрович Марков, заместителями –  Станислав Юрьевич Хахалкин и Ростислав Эрнстович Гольдштейн (с 24 апреля 2008 года –  Евгений Александрович Шумейко).

Первоначально в Государственном Совете Республики Коми IV созыва были представлены фракции пяти партий: "Единая Россия" (18 депутатов), "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ (3 депутата), "Либерально-демократическая партия России" (2 депутата),  "Коммунистическая партия Российской Федерации" (2 депутата), "Союз правых сил" (2 депутата). 19 мая 2009 года деятельность последней фракции была прекращена в связи с ликвидацией партии. 

В Государственном Совете Республики Коми IV созыва увеличилось число депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе. К завершению деятельности созыва 20 депутатов из 29 работали на постоянной основе (для сравнения – на момент окончания работы III созыва на постоянной основе работали 9 депутатов из 29).

Для оперативного решения организационных вопросов, координации нормотворческой и контрольной деятельности Государственного Совета, предварительного рассмотрения проектов законов и постановлений, контроля за соблюдением и исполнением Конституции Республики Коми, законов Республики Коми и иных правовых актов Государственного Совета Республики Коми был сформирован Президиум Государственного Совета Республики Коми, в состав которого вошли 10 депутатов.

В структуре Государственного Совета Республики Коми IV созыва было создано три комитета: комитет по законодательству и местному самоуправлению (председатель – Валерий Васильевич Жилин), комитет по бюджету, налогам и экономической политике (председатель – Белла Леонидовна Забровская), комитет по социальной политике (председатель – Ольга Викторовна Савастьянова).

В Государственном Совете Республике Коми IV созыва были образованы четыре постоянные комиссии: по Регламенту и депутатской этике (24 апреля 2008 года, председатель – Александр Григорьевич Рогов), по межпарламентской деятельности (24 апреля 2008 года, председатель – Николай Иванович Доломина, упразднена 18 марта 2010 года), по вопросам национальной политики (26 февраля 2009 года, председатель – Вера Игоревна Скоробогатова), по вопросам информационной сферы и массовых коммуникаций (18 марта 2010 года, председатель – Михаил Анатольевич Брагин).

В течение работы Государственного Совета Республики Коми IV созыва существенно расширился круг субъектов права законодательной инициативы. В мае 2008 года Президиум, постоянные и временные комиссии Государственного Совета Республики Коми были наделены правом законодательной инициативы по вопросам их ведения. В 2009 году к числу субъектов права законодательной инициативы добавились члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представители от Государственного Совета Республики Коми и Правительства Республики Коми,  и прокурор Республики Коми.

В IV созыве Государственным Советом Республики Коми было проведено 30 заседаний, на которых рассмотрено более 1000 вопросов. Принято 578 законов и 435 постановлений (кроме постановлений о законах).

Деятельность Государственного Совета Республики Коми IV созыва осуществлялась на основе ежегодно принимаемых примерных программ нормотворческой и контрольной деятельности, составленных с учетом приоритетов и задач, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, а также в соответствии с ежегодно принимаемыми планами мероприятий Государственного Совета Республики Коми.

Новый подход в планировании нормотворческой и контрольной деятельности Государственный Совет Республики Коми стал осуществлять с 2008 года. Так, если ранее ежегодные примерные программы нормотворческой и контрольной деятельности формировались исходя из отраслевой направленности деятельности комитетов, то с 2008 года они составляются с учетом приоритетов, обозначенных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации и Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года.

Наибольшее количество нормативно-правовых актов депутаты приняли в сфере государственного строительства, далее следуют акты в сфере экономического и социального законодательства. Кроме того, в IV созыве был очевиден приоритет разработки и принятия законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство. Число законов такого характера составило 420 (в III созыве – 320 законов). Подобное увеличение свидетельствовало о непрекращающемся процессе совершенствования республиканского законодательства вследствие динамично изменяющегося федерального законодательства, включающего в себя принципиальные изменения сферы и объема полномочий законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важнейшим направлением деятельности депутатов Государственного Совета IV созыва стало повышение качества принимаемых законов. С этой целью было увеличено количество привлекаемых экспертов на стадии обсуждения проектов нормативно-правовых актов. Депутаты на стадии подготовки законов и постановлений конструктивно взаимодействовали с Прокуратурой Республики Коми и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми. Принятые меры не замедлили сказаться на качестве принятых нормативно-правовых актов. В IV созыве в Государственный Совет Республики Коми поступило 15 протестов Прокуратуры, притом, что в III созыве таких протестов было 41.

В IV созыве произошло усиление парламентского контроля, проведено почти 250 различных мероприятий, которые были нацелены на изучение ситуации с исполнением федерального и регионального законодательства. При этом были представлены полномочия по осуществлению контрольной деятельности Президиуму Государственного Совета Республики Коми.

В период работы IV созыва активно развивались межпарламентские связи Государственного Совета Республики Коми с законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации. Впервые заключены шесть двусторонних Соглашений о сотрудничестве: с Государственным Советом Удмуртской Республики, Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, Калининградской областной Думой, Мурманской областной Думой, Думой Астраханской области и Липецким областным Советом депутатов. К завершению деятельности IV созыва Государственный Совет Республики Коми был связан договорными отношениями с 17 региональными парламентами.

Государственный Совет Республики Коми IV созыва активно участвовал в работе Парламентской Ассоциации Северо-Запада России. Депутаты принимали участие в работе восьми конференций и двенадцати заседаний Президиума Парламентской Ассоциации Северо-Запада России. Председатель Государственного Совета Республики Коми М.Д. Истиховская в 2008 году являлась Председателем Парламентской Ассоциации Северо-Запада России. Кроме того, являясь членом Президиума Совета законодателей России, председателем постоянной комиссии Совета законодателей по координации законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, М.Д. Истиховская участвовала в пятнадцати заседаниях Совета и Президиума Совета законодателей Российской Федерации.

В IV созыве продолжилось активное сотрудничество с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Депутаты Государственного Совета Республики Коми участвовали в пятидесяти восьми мероприятиях комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе в рамках соглашений, заключенных с комитетами Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию и вопросам местного самоуправления.

Успешному взаимодействию регионального парламента с палатами Федерального Собрания во многом способствовало заключение 17 июня 2009 года в Москве Соглашения о взаимодействии в федеральном законодательном процессе между Государственным Советом Республики Коми и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Республиканский парламент IV созыва уделял огромное внимание вопросам повышения результативности законодательно-инициативной деятельности. С этой целью был полностью пересмотрен порядок работы над законодательными инициативами, направляемыми в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, и утверждено Положение о порядке подготовки и внесения предложений об обращении с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которое устанавливает правила предварительного рассмотрения предложений об обращении с законодательной инициативой в Государственную Думу до официального внесения субъектами права законодательной инициативы соответствующего проекта постановления (правила "нулевого чтения").

Подготовка законодательных инициатив по правилам "нулевого чтения", начиная с сентября 2009 года (когда было утверждено Положение) и до завершения деятельности созыва, позволила поднять данное направление работы на качественно новый уровень. Глубокая проработка возможностей законодательного регулирования вопросов, по которым вносятся законодательные инициативы, согласование позиций со всеми заинтересованными органами, в том числе Правительством Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, позволяет в результате данной деятельности готовить качественные документы, имеющие большую вероятность прохождения в Государственной Думе.

Несомненно, данный порядок должен привести к повышению результативности участия Государственного Совета в федеральном законодательном процессе.

Значительное внимание парламентарии Государственного Совета Республики Коми IV созыва уделяли связям с представительными органами местного самоуправления. За период деятельности Государственного Совета IV созыва состоялось восемь заседаний Совета руководителей Советов Республики Коми, на которых было рассмотрено 33 вопроса и принято 31 решение. Решения направлялись для рассмотрения заинтересованным органам и лицам, и по всем рекомендациям, изложенным в решениях, Совет руководителей Советов получал ответы. Деятельность Совета руководителей Советов способствовала совершенствованию деятельности органов местного самоуправления и углублению их взаимодействия с органами государственной власти.

Депутаты Государственного Совета IV созыва принимали активное участие в работе II – V съездов Совета муниципальных образований Республики Коми, а также Координационного совета по вопросам местного самоуправления в Республике Коми.

Самое пристальное внимание Государственный Совет IV созыва уделял работе с обращениями граждан. За четыре года депутатам Государственного Совета поступило 18,5 тысяч письменных и устных обращений избирателей, из которых почти 16 тысяч рассмотрено депутатами лично, из них более чем по семи тысячам (около 44 %) вопросы решены положительно.

Анализ обращений, поступивших в Государственный Совет в IV созыве, выявил тенденцию сохранения на высоком уровне количества обращений по жилищной тематике. Актуальными для жителей республики оставались вопросы, касающиеся разъяснения и реализации законодательства, социальной защиты, переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищно-коммунального хозяйства, социально-экономического развития населенных пунктов,  труда и зарплаты, образования, здравоохранения, культуры и спорта, оказания материальной помощи.

Обращения граждан – важный источник информации, необходимый для принятия законодательных решений по вопросам социального и экономического развития.

С целью привлечения  в законодательный процесс социально активных групп населения республики Государственный Совет реализовал ряд общественно значимых мероприятий. Это проведение "прямых линий", "круглых столов", "интернет-слушаний". В IV созыве поступило около двухсот законодательных предложений от граждан, среди которых –предложения к проекту республиканского закона "О молодежи", предложения по разработке и принятию комплексной программы по развитию волонтерства в Республике Коми и отдельного нормативно-правового акта "О благотворительной деятельности в Республике Коми", предложения по охране окружающей среды, по пересмотру механизма предоставления льгот пенсионерам-льготникам, касающегося ежегодного подтверждения отказа от социального пакета, по запрещению изготовления и распространения игрушек, конфет, жевательных резинок в форме табачных изделий, об установлении ответственности за курение вне специально отведенных мест, за нарушение тишины в дневное время жильцами многоквартирных жилых домов, по ограничению потребления спиртных напитков в общественных местах. Не все из этих предложений стали законами, некоторые легли в основу законодательных инициатив Государственного Совета Республики Коми в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Каждый парламентский созыв принимает ряд законов, которыми он может гордиться. Предметом гордости депутатского корпуса IV созыва стали законы о молодежи, об общественных дружинах, о детском "комендантском часе", об оленеводстве, о патронаже над престарелыми людьми, об ограничении продажи алкоголя ("антипивной" закон). Эти законы разрабатывались вместе с жителями республики. Так, например, перед принятием закона о детском "комендантском часе" были проведены родительские собрания во всех  школах республики.

В 2010 году был принят закон Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми". Государственный Совет Республики Коми IV созыва стал пятнадцатым субъектом Российской Федерации, где представительный орган принял "собственный" закон. Данный закон направлен на упорядочение правоотношений, связанных с деятельностью законодательного (представительного) органа власти – Государственного Совета, путем определения статуса Государственного Совета, его функций, полномочий. Выделяются три основные функции Государственного Совета: законодательная, представительная и контрольная. Законом регламентируется порядок формирования Государственного Совета и его состав, определяется структура, статус и основы деятельности органов Государственного Совета. Предусматривается следующая структура Государственного Совета: Председатель Государственного Совета, его заместители, Президиум Государственного Совета, комитеты, постоянные и временные комиссии. Допускается создание Государственным Советом иных органов.

Данный закон очень важен не только для Государственного Совета, но и в целом для Республики Коми. Он определяет правила работы как самих депутатов Государственного Совета, так и других органов и лиц, взаимодействующих с Государственным Советом Республики Коми, – Главы и Правительства, федеральных и республиканских государственных органов, общественных организаций и других.

Способствовал усилению гласности и демократизма в работе парламентариев республики принятый Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Закон очень многогранен. Он регламентирует вопросы, связанные с предоставлением гражданам информации о деятельности органов власти. Это весь комплекс сведений, который позволяет гражданам иметь полную информацию о работе законодательного органа в регионе, в том числе, знакомиться через сайт Государственного Совета Республики Коми с законопроектами, находящимися на рассмотрении депутатов.

Доступность населения к информации о деятельности законодательного органа и получение обратной связи от граждан определяют, насколько эффективны законодательные  решения парламентариев и в правильном ли направлении реализуется законотворческий процесс.  В этой связи актуальным стало принятие депутатами постановления Государственного Совета о порядке присутствия граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях республиканского парламента.

Важно отметить, что IV созыв Государственного Совета Республики Коми сохранил преемственность с предыдущими созывами, а также продолжил тенденции формирования современного парламента нового типа, имеющего реальные властные полномочия для решения социальных и экономических задач, стоящих перед Республикой Коми. Государственный Совет Республики Коми сумел стать неотъемлемой частью политической системы региона, площадкой для выработки и принятия важнейших решений, направленных на развитие республики.

Конструктивные отношения, открытый диалог, дискуссии в поиске оптимальных решений лежали в основе сотрудничества Государственного Совета Республики Коми IV созыва с Главой и Правительством Республики Коми, органами местного самоуправления, жителями региона.

Навигация

Интернет - приёмная

Ваши обращения и вопросы, касающиеся деятельности Государственного Совета Республики Коми и Аппарата Государственного Совета Республики Коми, можно направить в Интернет-приемную

Календарь событий