Порядок обжалования решений

 

 

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых Государственным Советом Республики Коми

(его органами и должностными лицами)

 

1. Законом Республики "О Конституционном Суде Республики Коми" (далее – Закон Республики Коми) предусмотрено разрешение Конституционным Судом Республики Коми дел о соответствии законов Республики Коми, нормативных правовых актов Государственного Совета Республики Коми Конституции Республики Коми (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 3).

Кроме того по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд Республики Коми проверяет конституционность нормативного правового акта, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Республики Коми и совместному ведению органов государственной власти Республики Коми и органов государственной власти Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона Республики).

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Республики Коми является обращение в Конституционный Суд Республики Коми в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона Республики Коми. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми закон, иной нормативный правовой акт или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики Коми (статья 32 Закона Республики Коми).

Согласно статье 33 Закона Республики Коми обращения направляются в Конституционный Суд Республики Коми в письменной форме и подписываются правомочными лицами. В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд Республики Коми в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество), его адрес;

3) данные о представителе заявителя и его полномочия, кроме случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке;

5) нормы Конституции Республики Коми и Закона Республики Коми, дающие право на обращение в Конституционный Суд Республики Коми;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте или его части, о положении Конституции Республики Коми, подлежащем толкованию;

7) позиция заявителя по поставленному вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Республики Коми;

8) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой в Конституционный Суд Республики Коми;

9) перечень прилагаемых к обращению документов.

В соответствии со статьей 34 Закона Республики Коми к направленным в Конституционный Суд Республики Коми обращениям прилагаются:

1) текст акта, подлежащего проверке, текст положения Конституции Республики Коми, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Республики Коми в качестве представителя.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Республики Коми, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему документы представляются в Конституционный Суд Республики Коми в трех экземплярах.

Решения Конституционного Суда Республики Коми окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Решения Конституционного Суда Республики Коми действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами (часть 1 статьи 73 Закона Республики Коми).

 

2. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрен судебный порядок обжалования нормативных правовых актов органов государственной власти и решений, действий (бездействия) органов государственной власти (пункты 1 и 2 части 2 статьи 1 КАС РФ).

 Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность; а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта, принятого Государственным Советом Республики Коми, подается в Верховный Суд Республики Коми.

Форма административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 КАС РФ (статья 209 КАС РФ).

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) наименование органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 209 КАС РФ;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ; документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в Верховном Суде Республики Коми граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего КАС РФ (часть 9 статьи 208 КАС РФ).

 

3. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных служащих, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случае если права и свободы гражданина или организации нарушены решением, действием (бездействием) органов, должностных лиц Государственного Совета Республики Коми, Аппарата Государственного Совета Республики Коми, его должностных лиц (далее – органы, должностные лица) – их также можно оспорить в предусмотренном законодательством порядке.

Согласно статье 19 КАС РФ дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц рассматриваются Сыктывкарским городским судом Республики Коми в качестве суда первой инстанции. Особенности определения конкретного районного суда, право выбора суда регламентированы статьями 22 и 24 КАС РФ. Административное исковое заявление к органу, должностному лицу органа подается в суд по месту нахождения данного органа. Указанное административное исковое заявление может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) установлены статьей 220 КАС РФ. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 КАС РФ.

В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) орган, должностное лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, должностное лицо);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления указанными в статье 40 КАС РФ истцами – о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 220 КАС РФ и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, должностного лица.

 

4. Помимо вышеизложенных, существует также арбитражный порядок рассмотрения решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц в случае нарушения этими решениями, действиями (бездействием) прав отдельных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц, если полагают, что такие решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).

Заявление может быть подано в Арбитражный суд Республики Коми в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Требования к содержанию заявления изложены в статье 199 АПК РФ. Заявление о признании решений, действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ. В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа, должностного лица, которые приняли решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемое решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

Арбитражный суд, установив, что решение и действия (бездействие) органа, должностного лица не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда (часть 7 статьи 201 АПК РФ).

Навигация

Система Orphus

Интернет - приёмная

Ваши обращения и вопросы, касающиеся деятельности Государственного Совета Республики Коми и Аппарата Государственного Совета Республики Коми, можно направить в Интернет-приемную

Полезные ссылки