Верховный совет

Первые выборы депутатов Верховного Совета Коми Автономной Советской Социалистической Республики состоялись 26 июня 1938 года. Эта дата и является днем рождения законодательной власти нашей республики.

Правовой основой для её формирования явились положения первой Конституции Коми АССР, принятой 23 июня 1937 года Чрезвычайным XI съездом Советов Коми АССР. В частности, в статье 19 Конституции говорилось: "Высшим органом государственной власти Коми АССР является Верховный Совет Коми АССР".

Верховный Совет

В Верховный Совет первого созыва было избрано 79 депутатов - по одному депутату от каждых четырех тысяч жителей республики.

Верховный Совет, как высший законодательный (представительный) орган власти нашей республики, осуществлял свою деятельность на протяжении 56 лет, с 1938 по 1994 год. Спустя месяц после выборов, 26 июля 1938 года в Сыктывкаре открылась первая сессия Верховного Совета Коми АССР. Многие вехи в истории развития нашей республики связаны именно с законодательной ветвью власти.

Слово "впервые" очень созвучно документам, принятым на первой сессии Верховного Совета Коми АССР, и вообще работе Верховного Совета первого созыва. Так, на первой сессии 26 июля 1938 года первым Председателем Верховного Совета Коми АССР избран Питирим Иванович Размыслов. Впервые был избран Президиум Верховного Совета Коми АССР, являвшийся по Конституции Коми АССР 1937 года органом, подотчетным Верховному Совету Коми АССР.

Тогда же, на первой сессии Верховного Совета, избрано первое Правительство нашей республики - Совет Народных Комиссаров.

Кроме того на первой сессии Верховный Совет образовал три постоянные комиссии: мандатную, бюджетную и комиссию законодательных предположений.

Первым законом, принятым депутатами 27 июля 1938 года, стал Закон об изменении ряда статей Конституции Коми АССР. Таким образом, реализуя свое основное предназначение, Верховный Совет первого созыва нашей республики положил начало многолетней плодотворной деятельности законодательной ветви власти.

Верховный СоветТрадиционными и обязательными для нормотворческой деятельности Верховного Совета на протяжении многих лет были вопросы, связанные с утверждением и исполнением бюджета, рассмотрением государственного плана развития народного хозяйства республики на год, пятилетку, образованием Правительства республики и формированием его состава, кадров судебных органов, а также вопросы обеспечения работы самого Верховного Совета и его органов.

Множество задач, стоящих перед законодательной ветвью власти, решал Президиум Верховного Совета, собиравшийся на свои заседания по мере необходимости – от одного до нескольких раз в месяц. Говоря о Президиуме, следует отметить, что большое внимание уделялось им организационно-массовой работе районных, городских, сельских Советов, вопросам награждения, контролю за исполнением законодательства СССР, РСФСР, Коми АССР в различных отраслях права: семейном, земельном, жилищном, охране окружающей природной среды.

Президиум Верховного Совета направлял, координировал и проверял работу различных общественных формирований: административных и наблюдательных комиссий, советов по работе товарищеских судов, добровольных народных дружин по охране общественного порядка, комиссий по делам несовершеннолетних, комиссий по борьбе с пьянством и т.д.

Ко второму этапу своей деятельности Верховный Совет Коми АССР подошел с уже определенным накопленным опытом правотворческой деятельности.

Работа Верховного Совета Коми АССР и его Президиума в рамках второй Конституции Коми АССР (принята 22 мая 1978 года) становилась все более профессиональной, регламентированной, осуществляемой на обновленной правовой основе.

В первые 10 лет действия данной Конституции правотворческая деятельность законодательной власти стала более ритмичной и планируемой, в рамках представленных Верховному Совету и его органам полномочий.

Предметом рассмотрения каждой сессии Верховного Совета Коми АССР в этот период становились кроме традиционных конкретные вопросы состояния и развития той или иной отрасли: жилищно-коммунального хозяйства, дорожного строительства, медицинского обслуживания и т.п. Намечаемые Верховным Советом меры по улучшению состояния дел в конкретных отраслях экономики совместными усилиями законодательной и исполнительной власти претворялись в жизнь. В результате в конце 80-х годов прошлого века Республика Коми представляла собой регион с хорошо развитой нефтяной, угольной, лесозаготовительной, деревообрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством.

Новая Конституция закрепила за соответствующими органами власти виды принимаемых ими правовых актов. К примеру, для Верховного Совета это были законы и постановления, Президиум мог принимать указы и постановления.

Указанные нормы новой Конституции Коми АССР позволяли организовать правотворческую деятельность Верховного Совета Коми АССР и его органов на более совершенной качественной основе.

Нормотворческая деятельность законодательного органа государственной власти в 1990 —1994 годах представляет отдельный, очень важный этап не только в истории законодательной власти нашей республики, но и в истории республики в целом.

Политико-правовые преобразования, осуществляемые в начале 90-х в стране, результатом которых стал распад СССР, коснулись и Российской Федерации. И лишь Федеративный договор, заключенный 31 марта 1992 года федеральным центром с республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономиями приостановил этот разрушительный процесс.

Полученные по данному Договору большие полномочия в области нормотворческой деятельности определили значение и роль в этом процессе законодательной власти нашей республики. Созданный за предшествующие 50 лет имидж всеобъемлющей законодательной власти республики стал еще  более весомым, значимым. Верховный Совет Республики Коми получил огромный объем полномочий, его нормотворческая деятельность на основе Федеративного договора стала более разнообразной, менее зависимой от федерального центра, нацеленной на удовлетворение потребностей республики в качественной современной правовой базе, позволяющей должным образом решать возникающие вопросы в рамках новых преобразований.

В 1990 - 1994 годах в деятельности Верховного Совета Республики Коми произошел значительный сдвиг, выразившийся, в первую очередь, в принятии 110 законов. Впервые в истории республики Верховный Совет принял в 1990 году Декларацию о государственном суверенитете Коми ССР, закон "О собственности", в 1991 году - целый блок законов о земле, позволивших сельчанам по-новому вести свое хозяйство, закон "О приватизации", в 1992 -1993 годах - законы "О недрах", "О социальной защищенности инвалидов"; в 1994 году - Конституцию республики, законы "О культуре", "О государственных наградах", "Об органах исполнительной власти в Республике Коми", о государственной символике республики.

Таким образом, деятельность Верховного Совета в период с 1990 по 1994 годы стала тем переходным этапом, который обеспечил условия для формирования в нашей республике законодательной власти нового типа.

Коренные изменения в сути и содержании законодательной деятельности в нашей республике произошли в феврале 1994 года после принятия новой, третьей по счету, Конституции Республики Коми.

Конституция Республики Коми 1994 года - документ совершенно нового типа как по структуре, так и по содержанию.

Впервые совершенно самостоятельно, без оглядки на федеральный центр, республика по своему усмотрению отрегулировала целые блоки вопросов и, в первую очередь, связанные с организацией системы власти. Впервые в истории государственного строительства в республике был введен институт Главы Республики Коми - должностного лица, являющегося главой государства, и одновременно возглавляющего систему органов исполнительной власти. Также впервые создан Конституционный Суд, состоящий из пяти судей и призванный осуществлять конституционное правосудие.

Значительные изменения произошли в формировании и функционировании законодательной власти. В отличие от Верховного Совета, состоявшего в разные созывы от 79 до 180 депутатов, законодательную власть в республике стали осуществлять сначала 50, а ныне 30 депутатов.

Навигация

Интернет - приёмная

Ваши обращения и вопросы, касающиеся деятельности Государственного Совета Республики Коми и Аппарата Государственного Совета Республики Коми, можно направить в Интернет-приемную

Календарь событий